?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КОРОТКО: нон-фишкн от Умберто Эко, прищур с хитрецой на тему писательства.


«Я молодой романист», - говорит Умберто Эко в 77 лет и приглашает на свою литературную кухню. Свежая книга знаменитого автора – это нон-фикшн, подборка из четырёх лекций, «откровений», о создании литературы. Расскажет ли Умберто Эко, как писать книги? Нет. Расскажет ли Умберто Эко, как он пишет книги? Да. Его первый и самый знаменитый роман увидел свет в 1980 году, когда самому автору было уже под пятьдесят: такое вот начало писательской карьеры. Учёный и преподаватель, он большое значение придаёт поиску и отбору справочного материала: того, что пойдёт в основу любой книги, статьи, эссе. Всю жизнь изучая Средневековье, он запас такое количество «исходного кода», что решившись написать роман, он будто распахнул дверцы необъятного шкафа, в который десятилетиями складывал данные об этой эпохе. Весь подручный материал был под рукой, оставалось лишь выбрать необходимое. И дополнить деталями.

Проникаешься уважением, когда читаешь о том, насколько тщательно Умберто Эко подходит к написанию отдельных сцен и всего текста. Например, он говорит, что два или три года изучал рисунки и схемы кораблей нужной эпохи, чтобы наверняка знать какого размера была рубка или кубрик и как добраться от одной до второго. Если же в тексте появляется географическое место – можно быть уверенным, что писатель побывал там, чтобы собственными глазами увидеть, какого цвета там вода и небо в разное время суток. Известна история о разговоре с деятелем кино, который одобрял длину диалогов в «Имени Розы», - очень кинематографичны, говорил. А они всего лишь выверены по времени с учётом размеров предполагаемого лабиринта. И выверены до сантиметра. Эко рассказывает, что много раз бродил по ночному Парижу, наговаривая на диктофон всё, что видит, чтобы в точности описать маршрут книжного героя.


Подобная жажда достоверности понемногу стирает границу между вымыслом и фактом, историей настоящей и историей придуманной. Это давнее желание ответить, наконец, на крамольные вопросы: почему тексты Гомера принято считать художественными, а тексты Платона — нет? Почему стихи плохого поэта называют художественной литературой, а статья хорошего ученого таковою не является? Повисая в воздухе, вопросы превращаются в риторические, но наш итальянский автор ловко сбивает их одним выстрелом, решая однажды все тексты, - научные и художественные, - сочинять как детективный роман.

И всё шло отлично, пока однажды Умберто Эко не решил примерить роль филолога. Да-да, как раз под этой обложкой, в «Откровениях молодого романиста». Пока в первой половине он ведёт себя как обычно, - как историк, рассказчик и детективщик, - всё просто прекрасно. Кстати, неоднократно упоминает в тексте Елену Костюкович, ту самую, что переводила на русский его тексты, а недавно опубликовала и свой роман. Но вернёмся к книге: глава третья, про литературных героев, а также четвёртая, про списки (представляете, целая глава, состоящая из списков) – это просто патентованное снотворное. «Я список кораблей прочёл до середины…». Можно преодолевать очередной перечень, в которых Умберто Эко души не чает и ловить себя на мысли: «что происходит? Зачем это всё?». Бывают у людей хобби: собирать марки, монеты, банкноты… а Эко собирает литературные примеры перечней. Специфическое развлечение, исключительно писательского толка.

«Не создав ступеньки, я не мог продолжать рассказывать историю. Говорят, что схожим образом работал кинорежиссер Лукино Висконти. Если по сценарию два персонажа вели разговор о шкатулке с драгоценностями, он требовал, чтобы в шкатулке — даже если в кадре ее не открывали — лежали настоящие драгоценности. Потому что в противном случае актеры играли не так убедительно».


Скачать бесплатно: http://flibusta.net/b/331456
Сравнить цены и купить: http://www.livelib.ru/book/1000645026


Да, так выглядит одна из домашних библиотек Умберто Эко, в Милане.


А вот ещё.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
salmin26
Jan. 28th, 2014 07:06 am (UTC)
Отличный пост и замечательные фотографии (особенно библиотека - уууух!!!!). Только Имя розы он писал и публиковал всё-таки будучи "под" пятьдесят", а не "за" - он 1932 г.р.
bookeanarium
Jan. 28th, 2014 07:52 am (UTC)
да, тут я была с предлогами неосторожна. простите, предлоги!
bookeanarium
Jan. 28th, 2014 08:01 am (UTC)
насчёт библиотеки - он в "Не надейтесь избавиться от книг" говорил вот что:

" В моем основном доме и в других домах пятьдесят тысяч книг. Но это книги современные. Раритетные книги — это тысяча двести названий. Но я провожу еще одно различие: старинные книги — это те, которые я выбрал (и оплатил), а современные книги — те, что я покупал на протяжении многих лет, а также те (и их становится все больше), которые мне дарят в знак уважения. И хотя я в огромных количествах раздаю их студентам, остается довольно много, отсюда такая цифра — пятьдесят тысяч".

" Если не считать моей коллекции сказок и легенд, у меня примерно две тысячи старинных книг из общего числа в тридцать — сорок тысяч. Но некоторые из этих книг являются балластом. Например, вы не можете расстаться с книгой, которую вам посвятил друг. Этот друг может прийти к вам в гости. И нужно, чтобы он увидел свою книгу на видном месте. <...>

Я взял цену квадратного метра в Милане для квартиры, находящейся не в историческом центре (слишком дорого), но и не на пролетарской окраине. И мне пришлось смириться с мыслью, что за жилье с определенными городскими удобствами я должен платить 6000 евро за метр, то есть за пятьдесят квадратных метров площади — 300 000 евро. Если теперь я вычту двери, окна и другие элементы, которые неизбежно съедают, так сказать, «вертикальное» пространство квартиры, иначе говоря, стены, вместо которых можно было бы поставить книжные стеллажи, то остается только двадцать пять квадратных метров. Итак, один вертикальный квадратный метр обходится мне в 12 000 евро.

Подсчитав минимальную цену библиотеки, состоящей из шести стеллажей, самой дешевой, я получил 500 евро за квадратный метр. В квадратном метре из шести полок я мог бы, пожалуй, поместить триста книг. Значит, место для каждой книги обходится в 40 евро, то есть дороже самой книги".
bookeanarium
Jan. 28th, 2014 08:02 am (UTC)
и ещё вот (невозможно удержаться)
"У. Э.: У меня весь подвал заполнен переводами моих книг. Я пытался рассылать их по местам заключения, сделав ставку на то, что в итальянских тюрьмах немцев, французов и американцев меньше, чем албанцев и хорватов. Поэтому я отправил туда переводы моих книг на эти языки.

Ж.-К. К.: На сколько языков переведено «Имя розы»?

У. Э.: На сорок пять. Такая цифра получилась благодаря падению Берлинской стены и тому факту, что раньше русский был обязательным языком для всех советских республик, а после падения стены пришлось переводить книгу на украинский, азербайджанский и т. д. Потому цифра такая огромная. Если каждый перевод помножить на пять-десять экземпляров, вот вам уже от двухсот до четырехсот томов, лежащих мертвым грузом в подвале".
salmin26
Jan. 28th, 2014 08:05 am (UTC)
Re: и ещё вот (невозможно удержаться)
))) Вот ведь совершенно сумасшедший счастливец!
bookeanarium
Jan. 28th, 2014 08:06 am (UTC)
Re: и ещё вот (невозможно удержаться)
у меня неоднозначное мнение)

Edited at 2014-01-28 08:06 am (UTC)
salmin26
Jan. 28th, 2014 08:07 am (UTC)
Re: и ещё вот (невозможно удержаться)
Почему?)
bookeanarium
Jan. 28th, 2014 08:08 am (UTC)
Re: и ещё вот (невозможно удержаться)
может даже это как быть толстым: хочешь-не хочешь, а наел - и носишь эти килограммы с собой.

хотя коллекция впечатляет.

хотя везёт, что нет аллергии на пыль.

хотя электронные книги страшно удобны.

хотя энергокризис когда-то будет.

хотя бумажные книги живут дольше.

хотя не все, зависит от качества

(остановите меня))
salmin26
Jan. 28th, 2014 08:15 am (UTC)
Re: и ещё вот (невозможно удержаться)
Хотя как вспомнишь "голодное" до книг советское детство со снами, в которых вдруг попал в волшебную библиотеку, в которой есть ВСЁ и это ВСЁ можно забрать домой или даже жить в такой библиотеке...)))

bookeanarium
Jan. 28th, 2014 08:27 am (UTC)
Re: и ещё вот (невозможно удержаться)
кое-что из этого и я застала. с тех пор дома до потолка - книги. некоторые книги даже получены путём обмена - на бочки бензина. а в начале 90-х, когда книги на прилавках (на улицах!) появились, многое покупалось в двойном экземпляре, не замечая, что это уже было).
salmin26
Jan. 28th, 2014 08:33 am (UTC)
Re: и ещё вот (невозможно удержаться)
Да-да-да!) И тут, когда задумываешься о всяких возможных переездах - мало ли, приходит мысль - а вот разбогатеть бы и купить специальную квартиру исключительно под книги и обязательно с бронированной дверью) Я когда узнал, что у Эко лабиринтообразная библиотека в квартире, где он не всегда и живёт, очень хорошо его понял!
bookeanarium
Jan. 28th, 2014 08:36 am (UTC)
Re: и ещё вот (невозможно удержаться)
а я точно собираюсь урезать библиотеку. мне действительно нужно не больше одной полки. но самого-самого.
salmin26
Jan. 28th, 2014 08:49 am (UTC)
Re: и ещё вот (невозможно удержаться)
Да, сейчас появилась возможность что-то урезать, о, слава ридерам! У меня вопрос урезания был вызван необходимостью - опять же смена места жительства, две полки я переправил, но, боюсь, что меньше чем стеллажом всё-таки не обойтись. Впрочем, уменя ещё и поэзия, которую жуть как неудобно держать в читалках(
bookeanarium
Jan. 28th, 2014 08:53 am (UTC)
Re: и ещё вот (невозможно удержаться)
а есть ещё чудесные поэтические сборники, свёрстанные так, что на левой странице - иностранный текст, на правой - перевод или подстрочник. Такое - только в книге. Например, видела на днях вот эту книгу: http://www.livelib.ru/book/1000754697 и умерла от восторга)
salmin26
Jan. 28th, 2014 09:00 am (UTC)
Re: и ещё вот (невозможно удержаться)
Ну да, вот-вот) Например, Шекспира в таких форматах лучше всего читать) Спасибо за ссылку, очень интересно!
bookeanarium
Jan. 28th, 2014 09:06 am (UTC)
Re: и ещё вот (невозможно удержаться)
:)
yasnaya_elga
Jan. 28th, 2014 08:59 am (UTC)
Ааааа, какие шикарные фотографии. А улыбается как, улыбается! Восторг и упоение.
bookeanarium
Jan. 28th, 2014 09:05 am (UTC)
очаровательные фотографии нашла, да)
webtekar
Jan. 29th, 2014 11:35 am (UTC)
Хорошая книжка, с большим количеством забавных фактов...
bookeanarium
Feb. 3rd, 2014 05:24 am (UTC)
согласна.
livejournal
Jan. 31st, 2014 04:30 pm (UTC)
Литературный дайджест: лучшие книги недели
Пользователь lj_editor сослался на вашу запись в записи «Литературный дайджест: лучшие книги недели» в контексте: [...] [...]
livejournal
Nov. 8th, 2015 09:31 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

bookz
bookeanarium
Букеанариум

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel